Свободненская детская железная дорога
В 1939 г. в г. Свободном по инициативе школьников и работников Управления Амурской железной дороги было начато строительство первой на Дальнем Востоке детской ЖД, четырнадцатой по счёту в Советском Союзе. Для постройки узкоколейного пути проектной конторой Амурской железной дороги был составлен технический проект. Согласно проекту, дорога должна была соединить город с пионерским лагерем, в котором ежегодно отдыхает свыше 2000 детей железнодорожников Амурской Ж Д. Протяжённость дороги должна была составить 13,5 км и стать самой большой в стране. По проекту трасса прокладывалась по заболоченной необжитой территории с возведением большого количества искусственных сооружений. Коллектив строителей 4-го отделения Амурлага НКВД письмом от 10 октября 1939 года предложил свой вариант проекта, который частично бы устранил недостатки в проекте, предложенном на заседании технического экспертного совета при начальнике Амурской железной дороги. Этим же техническим советом проект был принят. Осенью 1939 года начались жаркие дни строительства, которое осуществляла в основном рабочая сила Управления ж. д. строительства ГУЛАГа НКВД с привлечением всей общественности города. Начальником строительства был назначен Семен Петрович Гелерштейн, бывший инструктор политотдела Амурской Ж Д; он же стал и первым начальником Малой Амурской Ж Д. Впервые дни начала строительства, совпавшие с началом учебного года, в школах города были проведены общие собрания учащихся, на них был поставлен и обсужден вопрос о строительстве детской дороги и о подготовке для нее будущих кадров юных железнодорожников. На этих собраниях школьники города Свободного с большим воодушевлением приветствовали строительство дороги и дали слово принять в нем самое активное участие. В помощь строителям они создали свой инициативный комитет в количестве 12 человек с председателем из учеников старших классов. Одновременно с созданием инициативного комитета в школах города было организовано 25 технических кружков по изучению железнодорожного дела, в которых стали обучатся свыше 500 ребят. Это были первые кадры юных железнодорожников Малой Амурской железной дороги. К концу декабря 1939 г. было уже готово около 6 километров земляного полотна и уложено 4 километра пути. Существенную помощь в строительстве Малой Амурской Ж Д оказывали Организации управления Амурской Ж Д и узловых станций, а также рабочие-комсомольцы.
В суровые годы войны дорога работала зимой и летом, переправляя грузы от поставщика к большой магистрали и перевозя пассажиров. 1 июня 1951 г., когда в Сосновом Бору у деревни Бардагон была построена последняя станция Пионерская, строительство Малой Амурской успешно завершилось.
Смотрите также:
- Амурская область, г. Свободный