Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Мортки)

GPS-координаты: N56.86315 E43.11362
церкви и монастыри

Расположена на западной окраине села, у старого кладбища за р. Шохна. Построена из кирпича в 1832 г.; в сер. XIX в. пристроена трапезная, расширенная вскоре крупным приделом у ее северного фасада и двумя палатками по сторонам колокольни. В XX в. к северному фасаду колокольни пристроили хозяйственное помещение, пробили ряд новых проемов; утрачен шпиль колокольни.

Архитектура храма представляет одну из упрощенных трактовок классицизма. В традиционной продольно-осевой композиции (четверик храма с алтарем и трапезной и колокольня у западного фасада) значение высокого трехсветного четверика под четырехскатной кровлей подчеркнуто крупной маковичной главой на световом барабанчике. Прямоугольный алтарь чуть сужен по отношению к основному объему, ориентирован по оси юг — север, слегка скруглен на углах и не совпадает по высоте с ярусным членением фасадов четверика. Последние расчленены на три прясла лопатками (одинарными в нижнем световом ярусе и двойными в двух верхних). Скромный поясок отделяет нижний ярус, где расположены проемы с лучковым верхом, сразу над ними помещены круглые окна второго света. Верхние окна — высокие, арочные; на восточном и западном фасадах они повторены как ложные. Убранство дополняют сандрики — полочки над окнами нижнего яруса (у трапезной они прямоугольные), парные пилястры по сторонам окон апсиды, дентикулы карниза и плинты лопаток. Трехъярусная колокольня несколько тяжеловатых пропорций завершена изогнутой четырехгранной кровлей с постаментом для шпиля. Ее композиция усложнена боковыми палатками, придающими западному фасаду поперечную ориентацию. Односкатные кровли палаток создают подобие широкого фронтона, в который врезана колокольня. Ее нижний ярус с полуциркульным окном в верхней части обработан рустом; верхние имеют лопатки по углам и арочные проемы. В интерьере стройность основного трехсветного объема усилена заглублением проемов в общие вертикальные ниши-откосы. Четверик, как и основная часть трапезной, перекрыт сомкнутым сводом. Алтарь (в интерьере граненый) имеет коробовый свод с лотками над восточной стеной. Храм расписан клеевыми красками во 2-й пол. XIX в.

На северной стене четверика была надпись (ныне утрачена): «Живописные работы в сем храме с разрешения преосвященнейшего Александра Епископа Костромского производились в сентябре… на средства церковного старосты крестьянина Николая Миркова в… производил костромской мещанин мастер Василий…». Живопись сохранилась на своде и в верхней части стен основного объема. Характерный для своего времени пример росписи, в рисунке и светотеневой моделировке которой чувствуется влияние академической манеры 1-й пол. XIX в. Гризайльную живопись в духе классицизма несколько огрубляет декор фриза и обрамлений в виде плетенки. Колористическая гамма росписей построена на сочетании теплых охристых тонов с добавлением красно-коричневого и синего. На своде расположена композиция «Похвала Новозаветной Троице», отделенная от стен широким орнаментальным фризом. Росписи южной и северной стен расположены в три яруса (нижний утрачен). В верхних простенках изображены евангелисты; между круглыми окнами среднего яруса — евангельские сцены; под ними — гризайльный антаблемент с фризом, расписанным под мрамор, переходящий на западную стену. Над аркой в трапезную раскрепованный антаблемент поддерживается двумя рисованными колонками. На западной стене живопись расположена в два яруса. В центре верхнего — традиционное изображение храмового праздника Покрова, по сторонам — два богородичных сюжета. Пятиярусный иконостас — характерное произведение сер. XIX в.; его нижний двухчиновый ярус выполнен в стиле классицизма, верхние — в духе эклектики. Сохранились иконы сер. XIX в. деисусного и пророческого чинов. Позолоченные царские врата и декоративная резьба частично утрачены. Высокий нижний ярус, отделенный карнизом, с выступами по сторонам царских врат, — единственный, украшенный колонками: круглыми и витыми (по сторонам царских врат). Узкие иконы второго и третьего ярусов имеют арочные обрамления. Центр выделен более крупными иконами, верхняя — с аркой, поднимающейся над всем сооружением.

← достопримечательности Пучежа

Контактная информация
go top