Агурские водопады

Агурские водопады (Мацеста)
природные и ландшафтные памятники

Маршрут начинается от туристского центра «Спутник». Начиная движение, оставляем «Спутник» позади. Пройдя около 900 метров, переходим по мосту на левый берег Агуры. Обращает на себя внимание мутный, белесый цвет воды в реке и неприятный, тухлый запах. Это к пресной речной воде подмешиваются минеральные воды сульфидного мацестинского источника, который расположен выше, у выхода Агуры из ущелья.

На нашем пути должен попасться ресторан «Кавказский аул». Огибаем его и через 70 метров подходим к двум бетонным «грибам» — укрытию на случай дождя. Справа, в неглубокой яме, можно найти окаменелых морских ежей, свидетелей того, что в далеком прошлом здесь плескались воды теплого моря. На этом отрезки пути дорога заканчивается, дальше наш путь пойдет по тропе, снабженной в сложных местах перилами, лесенками и мостиками. Через 300 метров от начала тропы, справа по ходу к основному руслу Агуры подходит сухое русло балки Водопадной. На ее высокой правобережной скале виден вход в небольшую пещеру. Несколько десятков метров вперед по руслу Агуры — и мы у небольшого мрачноватого водоема, окруженного отвесными скалами. Это так называемая Чертова Купель.

Агура падает в водоем водопадом из прорезанной в известняках теснины шириной в самом узком месте всего 2,5 м. Слева зияет отверстие пещеры Чертова Нора. Тропа обходит этот участок сверху, зигзагами набирает высоту и плавно поднимается вдоль левобережного борта ущелья. Справа остается каменная беседка для отдыха, и небольшая площадка. Здесь вы увидите тропу, вырубленную в скалах еще в 1911 году.

Пройдя по тропе вперед 300—350 метров, увидите отвесную стену обвального происхождения, возвышающуюся на 125 метра над уровнем реки. Дальше тропа плавно спускается вниз до мостика, ниже которого видны остатки старого моста, погребенного под глыбами обвала. С моста открывается вид на самый красивый нижний Агурский водопад.

Переходим через мостик. Тропа огибает нижний водопад по правому берегу, серпантином преодолевает крутой участок и выводит к верхнему водопаду. Есть еще средний водопад, но он плохо просматривается с тропы. Над ним словно ориентир, виднеется круглое отверстие небольшой пещеры в отвесной гладкой стене левобережья Агуры. Дальше продольный профиль русла Агуры становится ровным, до сасого слияние Агуры с ее левым притоком Агурчиком. Здесь развилка троп: левая идет по бровке обрыв на вершину Орлиных скал и далее вниз, в Мацестинскую долину, правая — на вершину горы Ахун.