Водопады на реке Дедеркой

Водопады на реке Дедеркой (Туапсе)
природные и ландшафтные памятники

До середины мая в каштановом лесу прозрачно и светло: так поздно распускаются у него листья. Через километр подъема дорога ведет на перевал с абсолютной высотой 360 метров, с него, продолжая прежнее направление движения, спуск по дороге прямо к домам. Оставляя дом заказника слева, спускаетесь по бульдозерной дороге в долину р. Дедеркой. Название этой реки происходит от искаженных адыгейских слов: «ды-дыр» — и «куай».

Через полтора километра от перевала вы на слиянии двух составляющих рек Западного и Восточного Дедеркоев. На одинаковом расстоянии от слияния, около километра вверх по реке Восточный Дедеркой и вниз по основной, вас встретят красивые семиметровые водопады. Выше верхнего водопада тропа обходит участок реки в красивом неглубоком 10–20м каньоне. Есть чистые глубокие ванны для купания, места для обеденного бивака. Вдоль тропы — популяция очень редкой розовой орхидеи. Остановиться можно на пологих террасах над водопадом.

С перевала по тропе, а потом по дороге выходите к дольмену. Он выдолблен из цельного камня, полупогружен в землю, крыша не сохранилась. Справа от тропы еще один разрушенный дольмен. Через 300 м справа на плоской террасе в каштаннике увидите стенку с «ложной пробкой» третьего дольмена. Еще через 100 м перед началом затяжного спуска есть старая дорога на водораздельный, между Первой и Второй каштановыми щелями хребет. По ней поднимаемся и идем по хребту в северо-западном направлении.