Железнодорожный вокзал «Пермь-I»
Старейший железнодорожный вокзал Перми. Станция Пермь-1 — начальный пункт Уральской железной дороги. С вокзала отправляются пригородные поезда в Горнозаводском направлении.
В начале XVIII века в районе вокзала Пермь-I беспорядочно громоздились торговые лавки, а с 1745 года принимал продавцов и покупателей расположенный здесь гостиный двор. Так продолжалось до тех пор, пока в 1874 году не было принято решение соединить уральские города железной дорогой. Начало строительства Горнозаводской железной дороги датируется 1874 годом, завершение 1878 годом: первый рабочий поезд прошел 27 февраля, а 1 (13) октября по ней открылось правильное (регулярное) движение от Перми до Екатеринбурга. Строительство велось на деньги частного консорциума с участием местных промышленников, «Общество УГЖД» под управлением В. Кокорева и П. И. Губонина. Автор проекта — инженер-архитектор И. А. Быховец, главный инженер строительства В. Ф. Голубев. Первым управляющим дорогой был назначен талантливый инженер Николай Степанович Островский.
Здание вокзала состояло из 4-х секций: ресторан; зал ожидания для пассажиров 1-го и 2-го классов с мягкими диванами; зал ожидания для пассажиров 3-го и 4-го классов с жёсткими диванами; билетные кассы с большим иконостасом. Были также служебные помещения. От непогоды пассажиры спасались под навесом, сооружённым со стороны посадочных платформ и снесённым в конце 1930-х гг. Для пассажиров 1-го класса были предусмотрены вагоны синего цвета, для пассажиров 2-го класса — жёлтые, для прочей публики подавались зелёные вагоны. Рядом со зданием вокзала Пермь-I были построены здания для управления Пермь-Тюменской железной дороги (1892 г.) и управления Пермь-Котласской железной дороги (1897 г.), в которых ныне располагается Пермский институт железнодорожного транспорта.
Смотрите также:
- Россия, Пермь, Монастырская улица, 5