Мемориальный павильон-мавзолей Павла I
Центральная аллея Новой Сильвии пересекает неглубокий овраг. С насыпи, по которой проложена аллея, открывается вид на стоящее в глубине балки торжественно мрачное здание. Для прохода к нему невдалеке проложена узкая извилистая дорожка. Её начало отмечено чугунными траурными воротами. Извиваясь в чаще леса, дорожка пересекает овраг и выходит на угол небольшой площадки перед уединённым павильоном. Он сооружён в форме небольшого античного храма с четырёхколонным портиком перед главным фасадом. Стены облицованы крупными квадрами известняка и завершены антаблементом с плачущими масками во фризе. На фронтоне главного фасада надпись: «Супругу-благодетелю». На фронтоне заднего фасада указаны даты рождения и смерти Павла I, которому посвящено сооружение.
Павильон, по традиции, принято называть Мавзолеем, но он не является усыпальницей, а лишь мемориальным сооружением, своеобразным памятником Павлу I. В центре главного фасада — дверной проём, он закрыт кованными из железа ажурными дверями безукоризненных пропорций. Створы дверей окаймлены узором меандра и украшены золочёными изображениями узких ваз в форме слезниц и опрокинутых факелов. Через двери и боковые окна внутрь падает слабый свет. В таинственном полумраке на противоположной светлой стене чётко выделяется широкий плоский обелиск тёмно-красного гранита, на верхней части которого находится медальон с профилем Павла I. Перед обелиском, превосходно вписываясь в его контур, помещена беломраморная скульптура, изображающая коленопреклонённую женщину, припавшую в скорбном рыдании к скале с погребальной урной. Образ плакальщицы в античной одежде решён без портретного сходства, и только венец на голове говорит о её сане.
Изваяние находится на высоком постаменте, передняя стена которого занята барельефом, изображающим в аллегорически героизированной форме детей Павла. В 1803 году Мария Фёдоровна заказала нескольким зодчим проект мемориального сооружения. Из представленных работ был выбран вариант Тома де Томона. Летом 1805 года состоялась закладка фундамента. Непосредственное руководство возведением мавзолея и благоустройством окружающей территории было поручено каменных дел мастеру К. Висконти. Памятник для мавзолея был изваян знаменитым русским скульптором И. П. Мартосом в 1807 году. Постройка здания была завершена в июне 1808 года, но окончательная его отделка и открытие мавзолея относятся к 1810 году.
Мавзолей, созданный в тесном содружестве архитектором Томоном и скульптором Мартосом, является одним из сокровищ русского искусства начала XIX века. Мастерство этих крупных художников гармонически слилось здесь воедино. Уже сам замысел генерального плана с тропинкой, начинающейся у Траурных ворот, вьющейся затем в мрачном лесу и внезапно выходящей к углу угрюмого и монументального здания, подготавливает зрителя к восприятию памятника. Поднимаясь по лестнице к портику, он видит перед собой сквозные двери, за ними в глубине таинственного полумрака темнеет обелиск, на фоне которого контрастно выделяется белое изваяние. Сквозь два высоко поднятых окна на скульптуру падает слабый свет. Внимание зрителя поневоле концентрируется на ней. Дорожка, ведущая к зданию, и архитектурные формы мавзолея подготавливают зрителя к определенному настроению. Синтез искусств производит сильное впечатление.
Значительный урон зданию и всему окружению был нанесен в период фашистской оккупации. После войны были проведены большие реставрационные работы. На сегодня отсутствует только одна деталь первоначального облика мавзолея: изначально центре зала на трёх цепях свисал бронзовый светильник в виде удлинённой амфоры с золочёными масками на ней.
- г. Санкт-Петербург, Павловск, Садовая ул., 20и