Особняк К. К. Рейнеке
Особняк К. Рейнеке — квинтэссенция так называемого «чистого» модерна (хотя и выстроен после 1910 года). Не удалось пока разыскать проектные чертежи, и есть разные мнения о его авторстве. Поддержим тех, кто считает автором проекта выдающегося русского зодчего Федора Осиповича Шехтеля. Вершинные достижения архитектора, который, кстати, детские и юношеские годы провел в Саратове, — особняк С. Рябушинского в Москве (ныне Музей-квартира А. М. Горького), Художественный театр, Ярославский вокзал, павильон в Глазго.
Лицевой кирпич, поливные изразцы, кованая сталь, формованный бетон, керамическая и металлическая плитки, тонированное стекло и даже черепица — из всего этого мастер, играя цветом, светом, фактурой, вылепил вдохновенный, свежий образ, где каждая деталь не только совершенна по форме и исполнению, но и незаменима по смыслу, удобству и пользе, где все удивительно гармонично.
Хозяин особняка К. К. Рейнеке был человеком малопримечательным, хотя и богатым. Иное дело — его родной брат, саратовец Арнольд Кондратьевич Рейнеке, оставивший след в театральной жизни России предреволюционной поры. К работе в своем драматическом театре, открытом в 1908 году в Петербурге, он сумел привлечь художника Н. К. Рериха и режиссеров Е. П. Карпова, К. Н. Незлобина, А. Я. Таирова. Не исключено, что именно благодаря заботам А. К. Рейнеке в Саратове был построен замечательный особняк, линии и объемы которого, цветовые сочетания подчинены единой мысли — о вечной красоте, о единстве Земли и космоса.
Смотрите также:
- г. Саратов, Соборная пл., 22