Памятная стела в честь 110-летия основания ТВЗ
Головная часть СВЛ (скоростного вагона-лаборатории), интереснейшего детища советской эпохи. Слегка изменённый моторный вагон электрички ЭР22 снабжался турбореактивными двигателями от Як-40. На испытаниях развил скорость до 250 км/ч. Был выполнен в единственном экземпляре. Создан на КВЗ в 1970 году.
По итогам испытаний НИИ, занимавшиеся разработкой ходовой части для подвижного состава скоростных поездов, получили богатейший экспериментальный материал. Эти данные были вскоре использованы при проектировании поездов «Русская тройка» (ТВЗ) и ЭР-200 (Рижский вагоностроительный завод). ЭР-200 до недавнего времени (февраль 2009 года) эксплуатировался на линии Москва — Санкт-Петербург.
В 1975 году после запуска ЭР200 необходимость в СВЛ с его прожорливыми и требующими большого внимания реактивными двигателями отпала, и вагон был возвращён по принадлежности на завод-изготовитель. Там он провёл чуть больше 10 лет в различных тупиках, ветшая и подвергаясь разграблению. В 2008 году нос вагона с реактивными двигателями был отрезан, покрашен и установлен как памятная стела в честь 110-летия Тверского (бывшего Калининского) вагоностроительного завода.
- Россия, Тверь, Петербургское шоссе, 45-Б