Железнодорожный
Населённый пункт основан в XIV веке как город Гердауэн. Название Гердауэн произошло от имени Гирдава, одного из племенных вождей пруссов из знатного рода Рендалиа. Имя Гирдава происходит от прусского слова «гирдин», что означает «говорить»; «держать речь». В 1260 Гирдава вместе со своим отцом добровольно принял христианство. Во время прусского восстания 1262 года бежал в Кёнигсберг, под защиту Тевтонского ордена. Династия перестала существовать как правящая, а населенный пункт перешел в собственность Ордена.
В довоенных путеводителях по Пруссии были маршруты, проходившие через Гердауэн, в том числе на озеро Бактинзее у плотины, где до XVIII века существовал четырехметровый плавающий остров. Вторая мировая война особого вреда Гердауэну не принесла. После Второй мировой войны Гердауэн в составе СССР. В 1946 году переименован в Железнодорожный.
Посёлок находится далеко от областного центра (по автодороге — 74 км, по железной дороге — 135 км), он являет собой наилучший образец сохранившегося в неприкосновенности города со средневековой застройкой, изрядно, правда, обветшалой и продолжающей разрушаться.
Гердауэн — возможно единственный город в области, где сохранились дома орденского периода. Кстати сказать, остальная Россия не может так уж похвастаться другими строениями конца XIV — середины XV веков. У нас тогда строили большей частью из дерева, а то, что строилось из камня — единичные случаи, которые остались единичными и сейчас. Всем по сердцу церкви, а дома, в которых люди жили и которые строили для себя остаются в тени.
Штука в том, что Гердауэн (ныне поселок Железнодорожный) хоть и находится на территории России, для россиян город закрытый. Потому что по нашим законам, поддерживаемым теми правителями, которых мы имеем, россияне не имеют права находиться в несколькокилометровой приграничной зоне, если они не имеют прописки в данной (только в данной!) приграничной области или если не имеют специального пропуска. Надо ли говорить, что пропуск этот выписывается заранее и в таком неудобном месте, что туда ни в жисть не доберешься, если собираешься приехать на пару дней.
В Московской области тоже есть город Железнодорожный.
Достопримечательности Железнодорожного
Руины замка Гердауэн
Впервые упоминается в XIII веке как крепость пруссов. Неоднократно перестраивался и постепенно разрушался. В настоящее врем постепенно разбирается местными жителями на стройматериал и сувениры. Строили замок недолго — обычные 10 лет, но за это время комтурство было упразднено и вместо него учреждет пфлегерамт… |
N54.36404 E21.30999 |
|
Пивзавод «Киндерхоф»
Заброшен и постепенно разрушается. |
||
Замковая водяная мельница Шлоссмюле
Предположительно 1909 г. В послевоенные годы мельница не использовалась. Довольно неплохо сохранилась. Водяного колеса нет, но жернова остались. Как и самая первая мельница, она использовала энергию воды, подающейся с напором из-под плотины. А сток, крутивший колеса мельницы, и сейчас журчит под мельницей, между ее стеной и замковым холмом… |
N54.36420 E21.30832 |
|
Памятник воинам, погибшим в годы Первой мировой войны
Погибшие в ходе боев в районе города Гердауэна 51 русский и 32 немецких воина были похоронены на «кладбище героев» и приходском кладбище, один русский воин — около замка. В настоящее время местонахождение захоронений не установлено. В 1936 году погибшим воинам установлен памятник. Монумент возведен на земляной террасе, занимающей территорию 40 кв… |
||
Церковь Петра и Павла
Храм Святых апостолов Петра и Павла построен в 2010 году, освящен 7 августа 2010 года епископом Балтийским Серафимом по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. |
N54.36282 E21.31113 |
|
Кирха
1345 год. Считается старейшей каменной постройкой города. Заброшена. Башня кирхи, одного из первых строений дошедшего до нас Гердауэна. Нет данных, когда и как перестраивалось первое здание этой кирхи. Но вполне может быть, что оно практически так и выглядело изначально. После войны здесь был склад, потом, как водится, дом культуры… |
N54.36518 E21.32084 |
|
Здание бывшей ратуши
|
Полезная информация
Гостевой дом и кафе «Старая мельница»
К услугам гостей: проживание с питанием, русская баня, рыбалка, кафе. По части поесть и остановиться место единственное в городе и весьма достойное. Колесников Владимир Марианович. |
||
Автостанция Железнодорожного
Автобусное сообщение с Калининградом, Правдинском, Озерском и Черняховском. |
N54.36119 E21.30530 |
|
Железнодорожный вокзал Железнодорожного
|
N54.35728 E21.32386 |