Кессон Северного туннеля Сталинского метро
Громадная железобетонная конструкция в парке «Наталка» на Оболони прозвана в народе «Бетонным кораблем» за характерную форму, напоминающую подводную лодку с рубкой. Это «Титул № 12» — один из объектов т. н. «Строительства № 1», как значился в секретных документах проект подземной транспортной системы, дублирующей железнодорожные мосты через Днепр в районе Киева. Сейчас объект известен как «Сталинское метро».
Два железнодорожных туннеля южнее и севернее Киева (сейчас в пределах города) предназначались для обеспечения надежной, безопасной и скрытной переброски войск и грузов между правым и левым берегами Днепра. Строительство Северного туннеля в р-не нынешней Оболони началось позже, чем Южного в р-не Жукова острова. К началу войны в 1941 г. подземные работы еще не начались. На поверхности земли у берега Днепра осталась железобетонная туннельно-кессонная секция, предназначенная для погружения в грунт и создания подземной рабочей камеры для работы проходчиков в насыщенных водой грунтах. Поскольку информация о «Строительстве № 1» до последнего времени оставалась секретной, история и назначение «Бетонного корабля» — кессона на Оболони обросли множеством городских легенд. Дальнейшая судьба сооружения до сих пор не определена.
- г. Киев, Оболонская набережная, парк «Наталка»