Сталинское метро

GPS-координаты: N50.3356 E30.57773
интересные места

Южный туннельный переход под Днепром — один из объектов т.н. «Строительства № 1», как значился в секретных документах проект подземной транспортной системы, дублирующей железнодорожные мосты через Днепр в районе Киева. Два железнодорожных туннеля южнее и севернее Киева (сейчас в пределах города) предназначались для обеспечения надежной, безопасной и скрытной переброски войск и грузов между правым и левым берегами Днепра. Решение о начале «Строительства № 1» было принято в 1938 г. Поскольку инициатива принадлежала И. Сталину, а строительство вели мтеростроевцы, впоследствии объект прозвали «Сталинским метро». Общее число задействованных рабочих и служащих составляло от 5 до 10 тыс. чел. Были сооружены надземные туннели и железнодорожные насыпи. Проходчиками под Днепром южнее Киева, в р-не Жукова острова, было пройдено более 240 м Южного туннеля (трубы) диаметром 6 м. Северный туннель начали сооружать позже.

С началом войны в 1941 г. все работы прекратили, а технику и оборудование затопили в Днепре. После войны объект посчитали нерентабельным, и строительство не возобновили. Сейчас Южная труба «Сталинского метро» на Жуковом острове — одна из самых доступных и зрелищных конструкций «Строительства № 1». Представляет собой железобетонный туннель со снижением в сторону Днепра. Западный конец возвышается над землей почти полностью, восточный — внешней поверхностью всего на десяток сантиметров над уровнем озера (выходит под воду). Общая протяженность — 600 м. Туннель затоплен, зимой можно пройти по льду от западного до промежуточного входа. Также доступны остатки туннеля и оголовок на Осокорках. На Оболони сохранился кессон Северного туннеля (т.н. «Бетонный корабль»).

← достопримечательности Киева

Контактная информация
  • адрес г. Киев, Столичное шоссе, Жуков остров
  • телефон          
go top